hellstalker (hellstalker) wrote,
hellstalker
hellstalker

Category:

Гармонии Веркмейстера (2000), от автора Сатанинского танго



Если вы не слышали о мастере венгерского кино Бела Тарре, значит так надо. Потеряли ли что-то? Не уверен. Но я слышал. Не один раз друзья пытались соблазнить меня на просмотр 7-часового Сатанинского танго, но я стойко противостоял - пугал хронометраж и отзывы. Время шло, и вот в кинорулетке https://altereos.livejournal.com/268830.html мне выпал Тарр, к счастью «Гармонии Веркмейстера», а не танго)).

Гармонии Веркмейстера - это третий фильм в следующем этапе творчества Тарра, когда режиссер перешел от социальности к метафизичности и третий же фильм в сотрудничестве с писателем Ласло Краснохоркаи. Сорежиссером картины выступила Агнеш Храницки - супруга Бела Тарра. В основу фильма лег роман Краснохоркаи 1989 года "Меланхолия сопротивления". Не знаю, как насчет сопротивления, но про меланхолию - это оно.





Название картины отсылает к теориям темперации барочного немецкого музыкального теоретика Андреаса Веркмейстера, который, согласно почитаемому жителю деревни Эстеру (дяди Яноша), ошибся, что привело к разладу в современной музыке. Сюжет Гармоний следующий: Главный герой, почтальон Янош Валушка, живет в небольшой деревушке, помогает пожилому дяде Эстеру, увлекается астрономией и вообще открыт для всего нового, в отличие от остальных жителей. В деревушку привозят аттракцион - чучело огромного кита и выступление таинственного Принца, которого так и не покажут. Появляется бывшая жена дяди Эстера, которая требует от него, чтобы тот добыл ей подписи для движения за чистоту города. Жители, уставшие от очень сильных морозов и напуганные приездом Принца, разражаются бессмысленным и жестоким бунтом, апогеем которого становится грандиозный погром и избиение пациентов в больнице. Испуганный Янош пытается убежать из города, но его ловят и отправляют в сумасшедший дом.



С одной стороны, фильм имеет философскую подоплеку - согласно критикам, "этот фильм, как и все фильмы, снятые по текстам Краснахоркаи, отчасти перенимает стилистику великих фигур «трансцендентального стиля», к которым режиссёр и теоретик Пол Шрейдер относил дзен-буддиста Одзу, католика Брессона и протестанта Дрейера. Как во всех поздних фильмах, здесь ведётся скрытая полемика с этими «учителями». Тарр оспаривает идею трансцендентности и ставит под сомнение возможность человеческими силами вырваться из порочного бытийного круга. В «Гармониях» звучат слова: «Мы разрушаем то, что строим. Фундамент, основание — вера» Главный герой, молодой почтальон вычитывает их из подобранной после погромов книги. В мире Тарра веры, конечно, нет. «Верите ли Вы в Бога?» — этот вопрос часто задают ему в интервью, и до последнего времени он всегда отвечал на него, что верит в людей. Вместо Бога в «Гармониях» — чучело кита, лежащее на центральной площади как нечто непостижимое и прекрасное. Заглядывая в огромный стеклянный глаз, герои поражаются, но не могут извлечь из этого зрелища человеческий смысл. Только так и может являться божественное."

Критики конечно молодцы, но меня как зрителя интересует не только возможность порассуждать (даже героев Марвел можно обсуждать достаточно долго), но и возможность получить минимальное эстетическое удовольствие от просмотра. А вот с этим у Тарра очень сложно.



Говорят, что в фильме Гармонии Веркмейстера режиссер превзошел себя в плане долгих планов. То ли Тарр метил в учебники по кинематографии, то ли в Книгу рекордов Гиннеса по сверх-долгим планам, но явно это делалось не для зрителя.
В то же время стоит отметить неплохую операторскую работу (вне долгих планов, хотя и там много удачных ракурсов), хорошую работу со светом, композицию кадра, музыкальное сопровождение. Эти моменты действительно хороши, но сверх-долгие планы и убогость истории губят все на корню.

В одном из интервью 2011 года Тарр говорил: "Возможно, мне немного удалось изменить киноязык. Или ваше мировоззрение. И если это удалось, я доволен." Но после просмотра "Гармоний.." у меня в голове осталось только куча мыслей по поводу того, как можно было сделать фильм лучше и вопросов почему режиссер этого не сделал сам.



Мне кажется Бела Тарр как режиссер, не совсем честен со зрителем, ради которого он и якобы снимает кино. И в первую очередь это касается его прославленных долгих планов. Долгий план Тарра как бы говорит: мучайтесь киноэстеты, смотрите на этот 3 минуты ползущий трактор, который является бессмысленной связкой со следующей сценой... Проходит пара-тройка минут и следующий долгий план: смотрите на этого Яноша, он 5 минут идет по этой улице...
У многих режиссеров есть отличные долгие планы, создающие определенный эффект (погружения, массовости). Но это не тот случай. Это уже не погружение, это перегруз бессмысленностью. Нет, категорически я не согласен с такими штучками.



Честно говоря, Тарр меня не заинтриговал. Скорее разочаровал. Нет никакого желания знакомиться с другими работами режиссера. В первую очередь - из-за пресловутых сверх-долгих планов. Серьезно, сократите эти планы, и получится неплохое артхаусное кино. Во-вторых - мрачность. Не эстетическая мрачность готики, не грязная мрачность политики. Нет, мрачность убогости и безысходности без намека на светлую сторону. Это не то кино, которое хочется смотреть. Если такова реальность Тарра, которую он хочет показать, это его право, но я не вижу ни одной веской причины, чтобы в эту реальность хотелось погрузиться даже посредством кино.

Upd. спустя месяц я начинаю понимать, в чем же гениальность Тарра - он запоминается, он не оставляет равнодушным, даже не смотря на то, что сюжет не цепляет. Спустя месяц в голове сами по себе всплывают картинки из фильма, пролетают мысли о фильме. Пусть и через негативные эмоции, но фильм оставляет след, в отличие от множества сегодняшних пустышек, которые даже сразу после просмотра тяжело вспомнить.



Tags: артхаус, кино, рецензия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments