hellstalker (hellstalker) wrote,
hellstalker
hellstalker

Category:

По закону (1926) - классика советского кино

В 2016 году Гарвардский университет опубликовал список кинофильмов, которые наиболее важны для истории как искусства, так и человечества. В этот большой список вошли и 20 советских фильмов, в том числе "По закону" Льва Кулешова. Мы же смотрим его в рамках очередной кинорулетки - в этот раз это Советское кино 1920-1930-х годов (https://altereos.livejournal.com/385372.html).



Хорошее кино - это всегда история. Иногда мы смотрим фильмы, потому что фильм рассказывает интересную историю, иногда - потому что само создание фильма стало хорошей историей. "По закону" объединил в себе оба пункта. Посмотрим, что же чем хорош кинематограф 20-х годов и чем он так вдохновил ученых мужей.

[читать дальше]



На дворе середина 20-тых годов, молодое советское государство активно осваивает кино-индустрию, не в последнюю очередь - как средство управления умом и мировоззрением масс, как агитационную платформу. Молодой режиссер Лев Кулешов с друзьями со своей "артелью" решает снять картину по рассказу Джека Лондона "Неожиданное". Госкино с трудом дает разрешение - они не верят, что такой сюжет можно поставить в одной локации и удержать внимание зрителя, и агитацию толком негде всучить но разрешение дают.


Старатели отдыхают / Деннин и собака находят золото

Весна 1926 года, на излучине Москва-реки Кулешов - будущий теоретик и преподаватель кино-искусства, снимает свой третий полнометражный фильм. Начинается весна. Основную локацию - одинокий деревянный дом постепенно затапливает вода. Оператор и режиссер постоянно отступают, вода поднимается все выше, снимают даже по колено в ледяной воде. Актеры и команда не успевают просушить одежду от съемки к съемке. Бутерброды запивают чистым спиртом, чтобы хоть как-то согреться. На площадке актеров периодически бьет током, а некоторым приходится часами лежать на льду под ливнем из брандспойта и искусственным ветром. Условия были такие, что к концу съемок в команде остались только режиссер, оператор и актеры.


Трое героев заперты в домике посреди холодных вод Москва-реки Юкона

Такой героический труд зрители и критики приняли достаточно прохладно - развлекательной части фильм лишен, это суровая драма, актеры слишком увлеклись проигрыванием внутренних переживаний героев, ну и линий соприкосновения сюжета с бытом граждан советского государства - минимум. В общем увлечь современного зрителя было нечем. Чем же так приглянулся фильм потомкам?


Встать, суд идет! / Обвиняемый - заключенный - приговоренный в одном лице

Сюжет фильма, как ни странно, полностью повторяет рассказ Лондона. Из него убрана полностью вступительная описательная часть и добавлена своя концовка. Аляска, Клондайк, лето. Группа золотоискателей в составе 3 мужчин, семейной пары и собаки разрабатывают не очень удачный прииск, готовятся покинуть его, но внезапно удача улыбается и ирландец Майкл Деннин (в исполнении Владимира Фогеля) находит золотую жилу. Довольная компания остается добывать золото. Лето заканчивается, начинается зима. В один не очень прекрасный день, Деннин заходит в избу с ружьем и двумя выстрелами убивает двоих товарищей. Англичанка Эдит Нельсон (которую сыграла Александра Хохлова - супруга Кулешова) и ее муж швед Ганс Нельсон (Сергей Комаров) хватают убийцу. Перед мужем и женой встает моральный выбор - как поступить с преступником. Муж хочет убить гада, жена настаивает на том, что убийцу должны судить по закону. Одна проблема - представители власти не появятся здесь раньше весны. В общем, большую часть фильма и занимает томительное ожидание неминуемой смерти Деннином и мучения его невольных стражей и лишь финальный твист делает эту картину интересной с точки зрения сюжета.


Эдит Нельсон (Хохлова) и Ганс Нельсон (Комаров)

Чо же в итоге? В этом случае повторился опыт с японским био-хоррором Тэцуо по кинорулетке киберпанк (https://hellstalker.livejournal.com/121456.html) - смотреть сложно, иногда мучительно, но в целом ощущаешь удовольствие от того, что приобщился к данному произведению. Фильм немой и черно-белый - это уже достаточно сложно для восприятия. К тому же я смотрел ее в какой-то своеобразной озвучке немецкого композитора. Озвучка не понравилась - противная и не соответствует картине. Сюда бы очень подошел какой-нибудь тягучий дум, например от японцев sun o))) - у них даже стилистика альбомов похожая :)


кадр из фильма / обложка альбома японцев

Однозначно заинтересовала актерская игра - этакая экспрессивность движений и мимики, отголоски которой можно найти разве что в азиатском кино. Были конечно и переигрывания, но другая эпоха, тяжело придираться. Ну и конечно отличная работа осветителей и экспоновка кадра - реально много крутых кадров. Акцентирование светом, крупным планом - на высоте, сейчас такое можно увидеть очень редко, а ведь кино прошло такое огромное развитие. В общем, бал ставить не вижу смысла. Это кино не для удовольствия, это кино для развития в историческом плане. Кто решится - крепитесь, это будут сложные полтора часа))


А вот и Джонни!))

Tags: СССР, кинорулетка, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments