hellstalker (hellstalker) wrote,
hellstalker
hellstalker

Categories:

Трамвай Желание (1951) - 4 Оскара без главного

Бурное развитие автомобильного транспорта привело большинство крупных и мелких городов к уничтожению трамваев как общественного транспорта, так что многие современники лишены возможности пользоваться этим чудесным транспортом. В кинорулетке "Фильмы, не получившие своего Оскара" (https://5x6.livejournal.com/12974.html) мы смотрим ленту "Трамвай Желание" и она совсем не о трамваях, но вы же так и не думали, правда? :)



"Они сказали мне сесть на трамвай Желание, пересесть на трамвай Кладбище, проехать шесть кварталов и сойти на «Елисейских полях»!"

[читать дальше]



В 1947 году популярный американский драматург Теннесси Уильямс заканчивает свою самую успешную пьесу - "Трамвай Желание", которая сразу же получает престижную Пулитцеровскую премию. Пьеса с успехом идет в театре. После 326 постановок, в Голливуде снимают кино-версию спектакля, в котором играют те же актеры, что играли пьесу на Бродвее и только Вивьен Ли - приглашенная звезда.





В Новый Орлеан к родной беременной сестре приезжает бывшая учительница английского языка - Бланш Дюбуа (Вивьен Ли). Буквально сразу у Бланш возникает конфликт с мужем сестры - простым рабочим Стэнли Ковальски (Марлон Брандо). Стэнли не воспринимает манерность и странные фантазии Бланш, а позднее она его начинает конкретно раздражать. На этом фоне он частенько ссорится с супругой, которая попадается ему под горячую пьяную руку. Вскоре за Бланш начинает ухаживать друг Ковальски - Харольд Митчелл и дело даже движется к свадьбе. Но озлобленный Ковальски срывает все планы парочки, раскрывая другу смутное прошлое Бланш. Бланш не переживает горя и сходит с ума. В конце фильма Бланш забирают врачи, а ее сестра остается растить новорожденного ребенка со своим грубым мужем.



Фильм номинирован на премию Оскар в 12-ти номинациях и победил в 4 из них. Главной победой стала статуэтка за лучшую женскую роль, которую получила Вивьен Ли, но статуэтку за лучший фильм утянул популярный мюзикл "Американец в Париже". В дальнейшем, пьеса экранизирована еще несколько раз. Что же представляет из себя первая экранизация знаменитой пьесы?



Трамвай Желание - это черно-белая бытовая драма в нескольких скромных декорациях (квартира, лестничная площадка, улица). Все действие крутится вокруг 4 персонажей, из которых главная - Бланш Дюбуа. Перед нами самая обычная история о женщине, которая хочет изменить свою жизнь к лучшему, но затерялась в мечтах и потеряла связь с реальностью, что и приводит в итоге к жестокому падению. Запутавшаяся в мечтах Бланш теряет мужа, потом - репутацию, а затем и родовое имение с деньгами. Хватаясь за соломинку надежды она окружает себя поддельной роскошью и утонченными манерами, меняет обстановку - переезжает к сестре, но нельзя убежать от сурового внешнего мира. И этот мир находит ее в лице мужа сестры, грубо ставящего ее на место каждый раз, когда она уходит в океан грез наяву. Как знать, возможно, в 40-х годах прошлого века это и было откровением, но не сейчас. Сейчас у многих таких примеров и в жизни хватает, похлеще, чем в кино.



Забавно, что я не узнал сразу Вивьен Ли, и весь просмотр меня не покидало чувство, что поведение главной героини напоминает героиню "Унесенных ветром" - те же пространные диалоги, те же взмахи руками, томные позы. Однако, критики киноакадемии лучше знают и удостоили Вивьен престижной наградой второй раз после Унесенных ветром. Оппонент Вивьен - молодой Брандо конечно красавец, но роль у него совсем не импозантная - грубый заводчанин, любящий выпить и бьющий жену. Впрочем, Оскар ему и не дали, несмотря на номинацию. Интересно, что между ним и главной героиней есть некая химия, так и ждешь, что сейчас он взорвется от своих чувств к ней, но по сюжету там абсолютно противоположные чувства (или все-таки нет?) и герой Брандо издевается над бедной Бланш как может.



Есть фильмы, которые остаются в веках. Есть фильмы, которые безнадежно устаревают. Трамвай Желание содержит в себе универсальный сюжет, который будет актуален наверное всегда, и это дает ему место под солнцем - многие включают его в список лучших фильмов. Но на мой скромный взгляд именно эта реализация уже не очень интересна. Фильм идет долгих два часа и все это время ожидаешь какого-то развития сюжета, который был понятен еще в первые десять минут. Но нет, весь фильм происходит одно и то же - бесконечные пространные диалоги, перемежающиеся непредсказуемыми вспышками насилия от Брандо. Как заезженная пластинка героиня повторяет одно и тоже, Ковальски делает одинаковые придирки, его жена одинаково защищает сестру. На этом фоне даже кульминация смотрится уныло и ожидаемо. Единственное, что немного доставляет удовольствие - это игра актеров. Не смотря на это, вполне могу предположить, что любители старого кино, бытовых драм и Вивьен Ли могут получать свою порцию удовольствия от просмотра данной киноленты, все-таки это довольно сильная драма с хорошими актерами.



Интересно, что Вивьен так вжилась в роль, что позднее, когда биполярное растройство психики окончательно ее одолело, она будет жаловаться что путает свою жизнь с жизнью своей героини Бланш Дюбуа.

п.с. и да, в Новом Орлеане до 1948 года действительно ходил трамвай под названием "Желание" - Desire. Назывался он так в честь одной из главных улиц Французского квартала, по которой проходил. Линия трамвая Desire пересекалась с линией трамвая "Кладбище", что и было обыграно в пьесе. Правда, на момент съемок трамвай уже не ходил и в начальной сцене использован уже списанный экземпляр.


забулдыга Брандо

Tags: драма, кинорулетка, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments