hellstalker (hellstalker) wrote,
hellstalker
hellstalker

Categories:

Восставший (1967) - японская классика о самурях и семье

Холодное лето, мокрые ноги, мухи замерзли. Значит, наступило время посмотреть эпичную черно-белую самурайскую драму "Восставший" в рамках кинорулетки "Японская классика №2" (https://altereos.livejournal.com/395123.html). Раз у нас самураи, значит кино будет о чести, долге, мечах и смерти.

Если бы я не знал
что был мертв до рожденья
я бы заплакал - жалея еще одного человека...

самурай Ота Докан (1432-1486)



[читать дальше]

1725 год, Япония, период Эдо (объединение Японии кланом Токугава, правившим в Токио). Главный герой - самурай Исабуро Сасахара, вассал даймё (феодала) из клана Айзу и самый опытный мечник в стране, единственным соперником которого является его друг - Татеваки Асано. Однажды один из советников даймё приказывает старшему сыну Исабуро - Йогоро жениться на Ичи, бывшей наложнице даймё и матери одного из его сыновей. Исабуро против, так как в свое время тоже выполнил аналогичный приказ и всю жизнь прожил не зная любви. После некоторых размышлений, семья соглашается. Ичи и Йогоро находят в браке любовь и счастье, у них рождается дочь Томи. Однако, вскоре умирает основной наследник даймё и феодал приказывает своей бывшей наложнице Ичи вернуться в замок, чтобы заботиться об их сыне - его новом наследнике. Перед семьей Исабуро встает неразрешимый вопрос - выполнить долг перед кланом и вернуть Ичи в замок, или выполнить долг перед семьей и сохранить брак Ичи и Йогоро. Так вырисовывается первый конфликт в семье Исабуро.


Ичи отдают замуж за сына Исабуро


Исабуро с сыном

Семья Сасахара отказывается выполнить требование даймё, но младший сын Исабуро обманом заманивает Ичи в замок. Исабуро не выполняет приказ феодала совершить сеппукку за непослушание, справедливо замечая, что сперва ему должны доставить головы самого даймё и его главных советников, которые посмели нарушить священные узы семьи. Исабуро отсылает своих младшего сына и жену и увольняет своих домашних слуг. Со своим старшим сыном он спокойно, с шуточками, готовится к битве, убирая татами из своего дома, чтобы предотвратить подскальзывание на пролитой крови, и убирает стены дома, чтобы освободить место для боя.


свадьба Ичи и Йогуро


свадьба Ичи и Йогуро

Управляющий даймё, сопровождаемый взводом из 20 самураев, приводит Ичи в дом Сасахары и пытается заставить ее отказаться от брака с Йогоро, взамен «милостиво» обещая сменить приговор Исабуро и Йогоро на пожизненное заключение. Чтобы избавить тестя и мужа от лишних сомнений, Ичи бросается на копье и умирает. Йогоро бежит к ней и его тут же убивают самураи. Разъяренный отец убивает всю делегацию.


во дворе дома...


Ичи приводят в дом Исабуры для переговоров

Хороня мертвую пару, Исабуро решает передать свое дело сёгуну в Эдо, независимо от последствий для его клана. Исабуро берет дочку-младенца Томи на руки и идет в Эдо. На пути Исибуры встает его друг Татеваки, который охраняет ворота. И если до этого момента зритель мог думать, что основное напряжение в фильме - между самураем Исабуро и его феодалом, то в этот момент акцент стремительно смещается - наступает самая яркая и кульминационная сцена битвы друзей на мечах. Статичная прежде камера оживает - она следует за движениями героев, за взмахами мечей, смотрит в сверкающие глаза, меняется ракурс и фигуры Исабуро и Татеваки становятся все больше, заслоняя окружающие горы.


посланники нападают на Исабуро


всем смерть

Исабуро побеждает, но дойти в Эдо ему уже не суждено - его расстреливают из мушкетов скрытые в кустах солдаты. Расправившийся с врагами и умирающий Исабуро оплакивает, что никто никогда не узнает историю любви Йогоро и Ичи, которая вдохновила его послушного вассала восстать против своего клана и повелителя. Он умоляет Томи быть хорошей и доброй женщиной, как ее мать, и найти такого же хорошего и доброго мужа, как ее отец. Когда Исабуро умирает, нянька Томи забирает малышку из травы и уносит ее, давая надежду на то, что последняя воля Исибуры сбудется.


Татевака: проти нельзя, никак нельзя..

Фильм "Восставший" (или Бунт самураев) снял в 1967 режиссер Масаки Кобаяси - классик японского кино и близкий друг известного писателя Кобо Абэ. В 1962 году Кобаяси снял популярный фильм о самураях - "Харакири" (в 2011 Такаси Миике сделал его ремейк) и вот спустя 5 лет режиссер снова вернулся к самурайской теме. Снятый в высоко-контрастной гамме черно-белый фильм стал вершиной творчества режиссера.


Исабуро и Татевака, первая кровь


бой двух друзей


скромность движений, лезвие бритва, смерть самурая

Основной мотив фильма - это выбор. Выбор в ситуации, когда сделать выбор практически невозможно. Выбор между кодексом чести самурая, которому бескомпромиссно следует друг Исабуры Татеваки, и моральной ответственностью, в пользу которой склоняется самурай Исабуро. Другой фигурой проблемы выбора является сама леди Ичи, которая должна сделать выбор между сыном даймё и любящим мужем, выбор между сохранением семьи мужа и сохранением жизни любимых ей людей и служением сыну от нелюбимого феодала, выбор между жизнью и смертью.


Исабуро расстреливают из мушкетов


Догоню, вы мне еще огород перекопаете!)

Второй мотив фильма - это семья. Это те, с кем ты каждый день делишь кров и пищу или же это весь твой клан с даймё во главе. Выбор в пользу клана не дал в свое время счастья Исибуро, и когда между его сыном Йогоро и Ичи возникает любовь, Исабуро готов пойти против правил самурайского кодекса, чтобы дать сыну сохранить то, чего не было у него.


Исабуро повержен, но не побежден

На фоне японского экономического чуда, которое сопровождалось беспрецедентным ростом благосостояния нации, расслоением общества, индустриализацией и урбанизацией, очень остро обнажились многие социальные проблемы. Японский кинематограф в лице многих ведущих режиссеров обратился к простым темам - семьи, долга, службы, давая потерянным соотечественникам своеобразный маяк - действуйте по совести, берегите семью. За внешней исторической канвой фильма Кобаяси - вполне современные проблемы, оформленные в мощном драматическом ключе. Конечно, современного зрителя могут отпугнуть аскетичное неспешное повествование, неправдоподобные постановки боев и черно-белый видеоряд. С другой стороны - порадует красивое оформление кадров и хорошая актерская игра, сдобренные нетривиальным сюжетом с мощной концовкой.


Красавица Еко Цукаса в лос-Анжелесе, 1957г. За 10 лет до роли Ичи.

Вот и все. получилось многовато, надеюсь, оно того стоило))

Tags: драма, кинорулетка, япония
Subscribe

  • Киномесяц - Март 2021

    Меня можно "поздравить", в марте я пополнил ряды безработных)) Но не работой единой, фильмы никуда не делись)) Сукияки вестерн Джанго (2007)…

  • 2 года ежемесячным кино-отчетам

    Микро-юбилей)) В этот день два года назад я первый раз написал отчет за просмотренное кино за целый месяц. И было это за январь!)) Тогда эти посты…

  • Киномесяц - Февраль 2021

    Февраль выдался очень холодным и снежным, а в нашем ежемесячном выпуске будет много фантастики, и не спрашивайте как это связано))…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Киномесяц - Март 2021

    Меня можно "поздравить", в марте я пополнил ряды безработных)) Но не работой единой, фильмы никуда не делись)) Сукияки вестерн Джанго (2007)…

  • 2 года ежемесячным кино-отчетам

    Микро-юбилей)) В этот день два года назад я первый раз написал отчет за просмотренное кино за целый месяц. И было это за январь!)) Тогда эти посты…

  • Киномесяц - Февраль 2021

    Февраль выдался очень холодным и снежным, а в нашем ежемесячном выпуске будет много фантастики, и не спрашивайте как это связано))…